Наша школа - это одно из старейших учебных заведений Красноярского края.19 сентября 1876 г. в Енисейске в частном доме открыта мужская гимназия. Только через 10 лет 1 октября 1886 года занятия начались в сегодняшнем здании, построенном на средства меценатов. С 1996 г. школа носит имя Почетного попечителя И.И. Кытманова. История школы богата значительными событиями.
Сегодня - это современное образовательное учреждение, вошедшее в 100 лучших школ России по итогам конкурса 2009 года.
Настоящее наименование школы – Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 1 имени И.П. Кытманова" г. Енисейска Красноярского края (сокращенное название – МАОУ "СШ № 1 имени И.П. Кытманова" г. Енисейска).
В МАОУ «СШ №1 им. И.П. Кытманова» открыт Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках Национального проекта "Образования".
О школе
История школы
Наша школа - это одно из старейших учебных заведений Красноярского края. В 1874 году Енисейская городская Дума ходатайствовала перед властями об открытии мужской прогимназии в частном доме Цихилевых с содержанием ее за счет казны.
3 октября 1875 года «высочайше утверждено мнение государственного совета об учреждении в городе Енисейске с 3 июля 1876 года мужской шестиклассной прогимназии». Она была открыта в сентябре 1876 года, 27 сентября 1876 года в ней начались занятия. В приготовительный класс поступило 25 учеников, в первый - 16, во второй - 10. Первый выпуск прогимназии был в 1881 году и составил всего четыре человека.
Директором прогимназии был назначен Сторожев. Из-за недостатка в своих учителях, а это было часто, преподавание предметов поручалось учителям других заведений или посторонним лицам. Например: рисование и черчение вел начальник телеграфной станции Грейсон, немецкий язык - врач Антоневич, французский язык - врач Пиотровский. Первоначальное помещение частного дома мало подходило для учебного заведения. Внизу располагались три класса, физический кабинет и библиотека. Наверху жил директор с семьей.
Енисейская городская Дума решила отстроить новое каменное здание для прогимназии. На постройку его Дума назначила 60% из прибылей банка в течение трех лет, что должно составить 12 тысяч рублей. Кроме этого была открыта подписка по сбору средств среди жителей города. Больше всех подписал А.Матонин - 10 тысяч рублей. Но впоследствии, когда все средства на постройку истощились, Игнатий Петрович Кытманов. возглавлявший строительный комитет, завершил строительные работы, пожертвовав 50 тысяч рублей из своего состояния.
I октября 1886 года мужская прогимназия праздновала свое десятилетие уже в новом здании.
Внутреннее расположение кабинетов было отличным от сегодняшнего. Так, на первом этаже здания находились комнаты директора, физический кабинет, библиотека и учительская комната. На втором этаже были расположены классы - небольшие, хотя и высокие комнаты, рассчитанные на 20-25 человек. На третьем этаже - небольшие комнаты, «затейливо разбросанные по всем сторонам», и гимнастический зал. В подвальном этаже находились помещения сторожей, кладовые и прачечная.
В прогимназии велись следующие предметы:
- закон Божий:
- русский язык;
- древние языки (латинский и греческий);
- история и география:
- немецкий язык;
- французский язык;
- рисование и чистописание;
- гимнастика.
Образование в то время было платным и дорогим, оно было не по средствам широкому кругу людей. Педагогическому совету приходилось самостоятельно решать сложные финансовые проблемы, делать особую раскладку оплаты между учащимися. Благодаря этому, в прогимназии учились вместе с детьми дворян и купцов дети мещан и ремесленников, крестьян и казаков.
На заседании Думы 16 апреля 1904 года гласным А.И.Кытмановым было внесено предложение о преобразовании местной шестиклассной прогимназии в гимназию. В обширном докладе, написанном А.И.Кытмановым, были указаны все затраты местного общества на развитие народного образования, его стремление видеть у себя законченное среднее учебное заведением.
19 января 1905 года городской голова города Енисейска Третьяков получает телеграмму от Иркутского генерал-губернатора Кутайсова такого содержания: «22 декабря... утвердить мнение государственного совета о преобразовании Енисейской прогимназии в полную гимназию с отпуском в 1905 году 5025 рублей и затем, начиная с 1906 года по 5975 рублей ежегодно, кроме того на выдачу квартирных денег двум помощникам классных наставников по 600 рублей и на устройство физического кабинета 4000 рублей. Счастлив сообщить вам это, радуясь, что насущная потребность города удовлетворена, и что мои настойчивые просьбы увенчались таким успехом»,
С 1905 года - шестиклассная прогимназия получает статус полной классической гимназии.
Это означает, что в городе появилось учебное заведение, дающее среднее образование, и по его окончании выпускники могли поступать в высшие учебные заведения. Выпускники гимназии.
В 1912.1913 году в мужской гимназии был создан сначала струнный, а затем и духовой оркестр. Были приобретены инструменты для духового оркестра. Многие гимназисты научились играть на этих музыкальных инструментах.
В 1920 г. реорганизована в школу 2 ступени, а с 1923 г. создана девятилетняя школа с педагогическим уклоном.
В 1929 году школа преобразована в фабрично-заводскую семилетнюю школу.
В 1935 г. ФЗШ реорганизована в школу десятилетку и ей присвоен номер 45.
Выпускники нашей школы героически сражались с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Мальчики 9-10 классов уходили на фронт, досрочно сдавая экзамены.
Воины-выпускники нашей школы участвовали в обороне Москвы, Ленинграда, Сталинграда, -Кавказа, Советского Заполярья, в освобождении Варшавы и Праги, во взятии Кенигсберга, Вены. Будапешта и Берлина.
Добжинский Михаил (окончил 10 класс в 1944г.) оставил свои воспоминания: «Справа от школы стоят белостволые красавицы-березки. Их целая аллея. Эти березы были посажены ребятами-учениками вашей школы при уходе на фронт... Каждая из березок имеет своего хозяина...»
Эти березки до сегодняшнего дня напоминают нам о тех днях. Сохраняя память о каждом, мы продолжаем традицию. Сегодняшние выпускники в день последнего школьного звонка 25 мая рядом с березками героических 40-х сажают новые и новые деревья.
Стало традицией проводить в канун праздника Победы школьный митинг у памятника воину-освободителю. Минутой молчания и живыми цветами чтут подвиг героев и участников войны учащиеся и преподаватели школы.
1960 год присвоено имя Лыткина Фёдора Матвеевича. Фёдор Матвеевич Лыткин
1961 год изменен номер школы и наименование «Енисейская средняя школа № 1»
Средняя школа № 1 г. Енисейка переименована в муниципальное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 1 им. И.П. Кытманова г. Енисейска Красноярского края Постановлением администрации г. Енисейска № 508-п от 10.12.1998 г.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. И.П. Кытманова г. Енисейска Красноярского края переименовано в муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. И.П. Кытманова г. Енисейска Красноярского края Постановлением администрации г. Енисейска № 92-п от 21.03.2011 г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. И.П. Кытманова г. Енисейска Красноярского края переименовано в муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. И.П. Кытманова г. Енисейска Красноярского края Постановлением администрации г. Енисейска с декабря 2013 г.
Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. И.П. Кытманова г. Енисейска Красноярского края переименовано в муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 1 им. И.П. Кытманова" г. Енисейска Красноярского края Постановлением администрации г. Енисейска № 239-п от 08.12.2016 г.
1 сентября 2020 г. В МАОУ «СШ №1 им. И.П. Кытманова» открыт Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках Национального проекта "Образования".
Образование и формы обучения
Формы обучения – классно-урочная, экскурсии, факультативные занятия, различные формы внеклассной учебной работы.
- шестидневная учебная неделя для учащихся 5-11 классов;
- пятидневная учебная неделя для учащихся 1-4-х классов;
- продолжительность учебного года не менее 34 недель для учащихся 2-11 классов (33 недели для 1 класса);
- занятия организованы в две смены;
- продолжительность уроков во 2-11 классах – 45 минут (в 1-х классах 1 и 2 четверти – 35 минут, 3 и 4 четверти – 40 минут).
В учебном процессе широко применяются современные образовательные технологии, развивающие творческие и исследовательские способности учащихся.
Программа развития
Основная стратегическая цель Программы развития МАОУ «СШ № 1 имени И.П.Кытманова»: совершенствование образовательного пространства в соответствии с требованиями законодательства и с учетом потребностей социума и в соответствии с культурно-историческим и национальным потенциалом города Енисейска, улучшение условий для реализации приоритетных направлений модернизации образования - широкого использования информационно - коммуникационных технологий в учебно- воспитательном процессе и стандартов нового поколения - для обеспечения качества образования.
Для достижения указанной цели должны быть следующие стратегические задачи:
1. Эффективное использование кадровых, материально-технических ресурсов образования для обеспечения высокого его качества, максимального удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, запросов семьи и общества.
2. Обеспечение поэтапного внедрения профессионального стандарта педагога в школе.
3. Привлечение молодых специалистов.
4. Формирование и совершенствование педагогических компетенций, развитие кадрового потенциала школы.
5. Совершенствование методов и технологий реализации образовательного процесса для успешной социализации детей, формирования различных компетенций.
6. Создание условий для самоопределения, выявления и реализации индивидуальных возможностей каждого ребенка, поиск и поддержка одаренных и талантливых детей.
7. Создать условия для всестороннего развития учащихся во внеурочной деятельности в соответствии с культурно-историческим и национальным потенциалом школы и города Енисейска.
8. Создание условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
9. Создание условий для развития здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей сохранение здоровья детей, и совершенствования работы системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
10. Формирование условий для удовлетворения граждан в качественном образовании;
11. Открытость образовательного пространства через участие общественности в управлении школой и развитие информационной среды школы.
12. Совершенствование материально-технической базы школы для обеспечения высокого качества непрерывного образовательного процесса, оптимизации взаимодействия всех его участников.
5.1. Модель школы - 2023
Настоящая программа развития предполагает, что в результате ее реализации, образовательная система школы будет обладать следующими чертами:
1. Школа предоставляет учащимся качественное образование, соответствующее требованиям федеральных государственных стандартов второго поколения, что подтверждается через независимые формы аттестации;
26
2. Выпускники школы конкурентоспособны, в системе высшего и среднего профессионального образования;
3. Выпускники школы всесторонне развиты, социально и профессионально адаптированы в быстро меняющемся мире, полноценные участники инновационных процессов экономики и общественной жизни города Енисейска;
4. В школе существует/действует воспитательная система культурно- нравственной ориентации, адекватная потребностям времени;
5. Деятельность школы не наносит ущерба здоровью учащихся, в ней они чувствуют себя безопасно и защищены от негативных влияний внешней среды;
6. В школе работает высокопрофессиональный творческий педагогический коллектив;
7. Педагоги школы применяют в своей практике современные технологии обучения;
8. Школа имеет эффективную систему управления, обеспечивающую не только ее успешное функционирование, но и развитие, используются механизмы государственно-общественного управления школой;
9. Школа имеет современную материально-техническую базу и пространственно-предметную среду, обладает необходимым количеством ресурсов для реализации ее планов;
10. Школа имеет широкие партнерские связи с системой дополнительного образования;
11. Школа востребована потребителями и они удовлетворены ее услугами, что обеспечивает ее лидерство на рынке образовательных услуг.
5.2. Модель педагога школы - 2023
Учитывая все вышеизложенное, наиболее целесообразным представляется следующая модель компетентного педагога:
1. Наличие высокого уровня общей, коммуникативной и профессиональной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации, осуществляемой в режиме диалога;
2. Способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности;
3. Стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов;
4. Наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса;
5. Наличие методологической культуры, умений и навыков концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности;
6. Готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоению социального опыта;
7. Освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;
8. Принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога;
9. Наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, т.е. стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию
27
ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции;
10. Сформированность теоретических представлений о системно-педагогическом мышлении, наличие опыта системного исследования педагогической деятельности в целом и собственной педагогической деятельности;
11. Осознание метода педагогической деятельности как одной из высших профессиональных ценностей педагога.
5.3. Модель выпускника - 2023
Перспективная модель выпускника школы строится на основе Национального образовательного идеала - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа и ориентирован на готовность к самореализации в современном мире. В понятии готовность отражается единство потребностей и способностей выпускника.
Соответственно, результатом деятельности школы станут, с одной стороны, сформированные личностные качества выпускника, а, с другой стороны, компетенции выпускника, значимые в социальном окружении и компетентности.
Выпускник должен обладать следующими чертами:
1) Стремление к позитивной самореализации себя в современном мире;
2) прочные знания по основным школьным предметам обучения;
3) Способность самостоятельно добывать знания, способность эффективно работать и зарабатывать, способность полноценно жить и способность нравственно жить в обществе;
4) Владение основами мировой культуры: воспринимать себя как носителя общечеловеческих ценностей, быть способным к творчеству в пространстве культуры, к диалогу в деятельности и мышлении, а так же проектировать и реализовать свои жизненные смыслы на основе общечеловеческих ценностей;
5) Готовность в любой момент защищать свою Родину, обладать твердыми моральными и нравственными принципами, знать Конституцию Российской Федерации, общественно- политические достижения государства, чтить государственную символику и национальные святыни народов, его населяющих, принимать активное участие в государственных праздниках;
6) Вести здоровый образ жизни; гражданин России - может принести своей стране практическую пользу;
7) Умение жить в условиях рынка и информационных технологий,знания компьютерной техники и иностранных языков, готовности к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира;
8) Уважительное отношение к национальным культурам народов Российской Федерации, владение родным языком и культурой;
9) Наличие коммуникативной культуры, владение навыками делового общения, выстраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни;
10) Готовность выпускника школы к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования;
28
11) Способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей на основе традиций национальной духовной культуры.
Таким образом, выпускники школы всесторонне развиты, социально и профессионально адаптированы в быстро меняющемся мире, полноценные участники инновационных процессов экономики и общественной жизни города и края, уважительно относящиеся к истории, народным традициям, природе своей Малой родины и страны.
5.4. Миссия школы
Миссия школы заключается в том, чтобы создать условия, обеспечивающие полноценное развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка, свободу общения и взаимодействие всех участников образовательного процесса, психологический комфорт, высокий творческий настрой, мотивацию обучения и других видов деятельности.
В основе нашей школы лежит философия - быть проводником между образовательно-культурным прошлого (сохранение) традиций и образовательно- культурным будущего, развиваться, не разрушаясь, обновляться, не отклоняясь от «разумного, доброго, вечного», что накоплено нашей педагогической теорией и практикой.
Данная миссия ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого ребенка с учётом их индивидуальных, возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путём создания в школе адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребёнка.
Социально-педагогическая миссия школы состоит в создании образовательной среды, способной удовлетворить потребность субъектов образовательного процесса в доступном качественном образовании, соответствующем современным требованиям и способствующем развитию потенциала субъектов образовательного процесса.
6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Цели, задачи, идеи и принципы развития МАОУ «СШ № 1 имени И.П.Кытманова», а также ее особенности, достижения и проблемы определяют основные направления совершенствования организации педагогического процесса.
6.1. ФГОС: образовательный стандарт в действии
С 1 сентября 2010 года образовательное учреждение осуществило переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения.
Это позволило изменить основные требования к содержанию образовательного процесса, а также к условиям его реализации, не забывая при этом, что школа не только должна давать знания, но и серьезное внимание уделять воспитательному процессу.
В классах начальной школы выделено 10 часов в неделю на внеурочную деятельность, во время которых реализуются образовательные программы, программы
29
социализации учащихся, воспитательные программы. Занятия проводятся в форме экскурсий, секций, презентаций проектов, бесед.
С 2013 года началось введение ФГОС основного общего образования.
Администрация образовательного учреждения и все педагоги начального общего и основного общего образования поэтапно прошли курсы повышения квалификации по ФГОС.
Внесены изменения в основную образовательную программу БУП 2004 года, написаны программы ООП НОО, ООП ООО, Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в связи с введением ФГОС второго поколения, а также идет разработка ООП СОО.
Цель, обеспечение условий для реализации Федерального государственного образовательного стандарта НОО и ООО, переход на освоение ФГОС среднего общего образования второго поколения.
Задачи:
1. Создать комплекс организационно-методических и психолого-педагогических условий, обеспечивающий успешный поэтапный переход ОУ на освоение ФГОС среднего общего образования второго поколения.
2. Обеспечить единство и преемственность между уровнями общего образования при переходе к непрерывной системе образования в условиях внедрения ФГОС.
3. Обеспечить реализацию новых федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья.