МАОУ "СШ №1 имени И.П.Кытманова"
Красноярский край г.Енисейск
  • О школе


    Наша школа - это одно из старейших учебных заведений Красноярского края.19 сентября 1876 г. в Енисейске в частном доме открыта мужская гимназия. Только через 10 лет 1 октября 1886 года занятия начались в сегодняшнем здании, построенном на средства меценатов. С 1996 г. школа носит имя Почетного попечителя И.И. Кытманова. История школы богата значительными событиями. 
    Сегодня - это современное образовательное учреждение, вошедшее в 100 лучших школ России по итогам конкурса 2009 года.
    Настоящее наименование школы – Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 1 имени И.П. Кытманова" г. Енисейска Красноярского края (сокращенное название – МАОУ "СШ № 1 имени И.П. Кытманова" г. Енисейска).
     В МАОУ «СШ №1 им. И.П. Кытманова» открыт Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках Национального проекта "Образования".

    История школы

    Наша школа - это одно из старейших учебных заведений Красноярского края. В 1874 году Енисейская городская Дума ходатайствовала перед властями об открытии мужской прогимназии в частном доме Цихилевых с содержанием ее за счет казны.
    3 октября 1875 года «высочайше утверждено мнение государственного совета об учреждении в городе Енисейске с 3 июля 1876 года мужской шестиклассной прогимназии». Она была открыта в сентябре 1876 года, 27 сентября 1876 года в ней начались занятия. В приготовительный класс поступило 25 учеников, в первый - 16, во второй - 10. Первый выпуск прогимназии был в 1881 году и составил всего четыре человека.
    Директором прогимназии был назначен Сторожев. Из-за недостатка в своих учителях, а это было часто, преподавание предметов поручалось учителям других заведений или посторонним лицам. Например: рисование и черчение вел начальник телеграфной станции Грейсон, немецкий язык - врач Антоневич, французский язык - врач Пиотровский. Первоначальное помещение частного дома мало подходило для учебного заведения. Внизу располагались три класса, физический кабинет и библиотека. Наверху жил директор с семьей.
    Енисейская городская Дума решила отстроить новое каменное здание для прогимназии. На постройку его Дума назначила 60% из прибылей банка в течение трех лет, что должно составить 12 тысяч рублей. Кроме этого была открыта подписка по сбору средств среди жителей города. Больше всех подписал А.Матонин - 10 тысяч рублей. Но впоследствии, когда все средства на постройку истощились, Игнатий Петрович Кытманов. возглавлявший строительный комитет, завершил строительные работы, пожертвовав 50 тысяч рублей из своего состояния.
    I октября 1886 года мужская прогимназия праздновала свое десятилетие уже в новом здании.
    Внутреннее расположение кабинетов было отличным от сегодняшнего. Так, на первом этаже здания находились комнаты директора, физический кабинет, библиотека и учительская комната. На втором этаже были расположены классы - небольшие, хотя и высокие комнаты, рассчитанные на 20-25 человек. На третьем этаже - небольшие комнаты, «затейливо разбросанные по всем сторонам», и гимнастический зал. В подвальном этаже находились помещения сторожей, кладовые и прачечная.
    В прогимназии велись следующие предметы:
    - закон Божий:
    - русский язык;
    - древние языки (латинский и греческий);
    - история и география:
    - немецкий язык;
    - французский язык;
    - рисование и чистописание;
    - гимнастика.
    Образование в то время было платным и дорогим, оно было не по средствам широкому кругу людей. Педагогическому совету приходилось самостоятельно решать сложные финансовые проблемы, делать особую раскладку оплаты между учащимися. Благодаря этому, в прогимназии учились вместе с детьми дворян и купцов дети мещан и ремесленников, крестьян и казаков.
    На заседании Думы 16 апреля 1904 года гласным А.И.Кытмановым было внесено предложение о преобразовании местной шестиклассной прогимназии в гимназию. В обширном докладе, написанном А.И.Кытмановым, были указаны все затраты местного общества на развитие народного образования, его стремление видеть у себя законченное среднее учебное заведением. 
    19 января 1905 года городской голова города Енисейска Третьяков получает телеграмму от Иркутского генерал-губернатора Кутайсова такого содержания: «22 декабря... утвердить мнение государственного совета о преобразовании Енисейской прогимназии в полную гимназию с отпуском в 1905 году 5025 рублей и затем, начиная с 1906 года по 5975 рублей ежегодно, кроме того на выдачу квартирных денег двум помощникам классных наставников по 600 рублей и на устройство физического кабинета 4000 рублей. Счастлив сообщить вам это, радуясь, что насущная потребность города удовлетворена, и что мои настойчивые просьбы увенчались таким успехом»,
    С 1905 года - шестиклассная прогимназия получает статус полной классической гимназии.
    Это означает, что в городе появилось учебное заведение, дающее среднее образование, и по его окончании выпускники могли поступать в высшие учебные заведения. Выпускники гимназии.
    В 1912.1913 году в мужской гимназии был создан сначала струнный, а затем и духовой оркестр. Были приобретены инструменты для духового оркестра. Многие гимназисты научились играть на этих музыкальных инструментах.
    В 1920 г. реорганизована в школу 2 ступени, а с 1923 г. создана девятилетняя школа с педагогическим уклоном.
    В 1929 году школа преобразована в фабрично-заводскую семилетнюю школу.
    В 1935 г. ФЗШ реорганизована в школу десятилетку и ей присвоен номер 45.

    Выпускники нашей школы героически сражались с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Мальчики 9-10 классов уходили на фронт, досрочно сдавая экзамены.
    Воины-выпускники нашей школы участвовали в обороне Москвы, Ленинграда, Сталинграда, -Кавказа, Советского Заполярья, в освобождении Варшавы и Праги, во взятии Кенигсберга, Вены. Будапешта и Берлина.
    Добжинский Михаил (окончил 10 класс в 1944г.) оставил свои воспоминания: «Справа от школы стоят белостволые красавицы-березки. Их целая аллея. Эти березы были посажены ребятами-учениками вашей школы при уходе на фронт... Каждая из березок имеет своего хозяина...»
    Эти березки до сегодняшнего дня напоминают нам о тех днях. Сохраняя память о каждом, мы продолжаем традицию. Сегодняшние выпускники в день последнего школьного звонка 25 мая рядом с березками героических 40-х сажают новые и новые деревья.
    Стало традицией проводить в канун праздника Победы школьный митинг у памятника воину-освободителю. Минутой молчания и живыми цветами чтут подвиг героев и участников войны учащиеся и преподаватели школы.
    1960 год присвоено имя Лыткина Фёдора Матвеевича. Фёдор Матвеевич Лыткин
    1961 год изменен номер школы и наименование «Енисейская средняя школа № 1»
    Средняя школа № 1 г. Енисейка переименована в муниципальное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 1 им. И.П. Кытманова г. Енисейска Красноярского края Постановлением администрации г. Енисейска № 508-п от 10.12.1998 г.
    Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. И.П. Кытманова г. Енисейска Красноярского края переименовано в муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. И.П. Кытманова г. Енисейска Красноярского края Постановлением администрации г. Енисейска № 92-п от 21.03.2011 г.
    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. И.П. Кытманова г. Енисейска Красноярского края переименовано в муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. И.П. Кытманова г. Енисейска Красноярского края Постановлением администрации г. Енисейска с декабря 2013 г.
    Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. И.П. Кытманова г. Енисейска Красноярского края переименовано в муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 1 им. И.П. Кытманова" г. Енисейска Красноярского края  Постановлением администрации г. Енисейска № 239-п от 08.12.2016 г.
    1 сентября 2020 г. В МАОУ «СШ №1 им. И.П. Кытманова» открыт Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках Национального проекта "Образования".


     

    Образование и формы обучения

    Формы обучения – классно-урочная, экскурсии, факультативные занятия, различные формы внеклассной учебной работы.
    - шестидневная учебная неделя для учащихся 5-11 классов; 
    - пятидневная учебная неделя для учащихся 1-4-х классов;
    - продолжительность учебного года не менее 34 недель для учащихся 2-11 классов (33 недели для 1 класса);
    - занятия организованы в две смены; 
    - продолжительность уроков во 2-11 классах – 45 минут (в 1-х классах  1 и 2 четверти – 35 минут, 3 и 4 четверти – 40 минут).

    В учебном процессе широко применяются современные образовательные технологии, развивающие творческие и исследовательские способности учащихся.

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Основная стратегическая цель Программы развития МАОУ «СШ № 1 имени И.П.Кытманова»: совершенствование образовательного пространства в соответствии с требованиями законодательства и с учетом потребностей социума и в соответствии с культурно-историческим и национальным потенциалом города Енисейска, улучшение условий для реализации приоритетных направлений модернизации образования - широкого использования информационно - коммуникационных технологий в учебно- воспитательном процессе и стандартов нового поколения - для обеспечения качества образования.
    Для достижения указанной цели должны быть следующие стратегические задачи:
    1.    Эффективное использование кадровых, материально-технических ресурсов образования для обеспечения высокого его качества, максимального удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, запросов семьи и общества.
    2.    Обеспечение поэтапного внедрения профессионального стандарта педагога в школе.
    3.    Привлечение молодых специалистов.
    4.    Формирование и совершенствование педагогических компетенций, развитие кадрового потенциала школы.
    5.    Совершенствование методов и технологий реализации образовательного процесса для успешной социализации детей, формирования различных компетенций.
    6.    Создание условий для самоопределения, выявления и реализации индивидуальных возможностей каждого ребенка, поиск и поддержка одаренных и талантливых детей.
    7.    Создать условия для всестороннего развития учащихся во внеурочной деятельности в соответствии с культурно-историческим и национальным потенциалом школы и города Енисейска.
    8.    Создание условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
    9.    Создание условий для развития здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей сохранение здоровья детей, и совершенствования работы системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
    10.    Формирование условий для удовлетворения граждан в качественном образовании;
    11.    Открытость образовательного пространства через участие общественности в управлении школой и развитие информационной среды школы.
    12.    Совершенствование материально-технической базы школы для обеспечения высокого качества непрерывного образовательного процесса, оптимизации взаимодействия всех его участников.
    5.1.    Модель школы - 2023
    Настоящая программа развития предполагает, что в результате ее реализации, образовательная система школы будет обладать следующими чертами:
    1.    Школа предоставляет учащимся качественное образование, соответствующее требованиям федеральных государственных стандартов второго поколения, что подтверждается через независимые формы аттестации;
    26
     
    2.    Выпускники школы конкурентоспособны, в системе высшего и среднего профессионального образования;
    3.    Выпускники школы всесторонне развиты, социально и профессионально адаптированы в быстро меняющемся мире, полноценные участники инновационных процессов экономики и общественной жизни города Енисейска;
    4.    В школе существует/действует воспитательная система культурно- нравственной ориентации, адекватная потребностям времени;
    5.    Деятельность школы не наносит ущерба здоровью учащихся, в ней они чувствуют себя безопасно и защищены от негативных влияний внешней среды;
    6.    В школе работает высокопрофессиональный творческий педагогический коллектив;
    7.    Педагоги школы применяют в своей практике современные технологии обучения;
    8.    Школа имеет эффективную систему управления, обеспечивающую не только ее успешное функционирование, но и развитие, используются механизмы государственно-общественного управления школой;
    9.    Школа имеет современную материально-техническую базу и пространственно-предметную среду, обладает необходимым количеством ресурсов для реализации ее планов;
    10.    Школа имеет широкие партнерские связи с системой дополнительного образования;
    11.    Школа востребована потребителями и они удовлетворены ее услугами, что обеспечивает ее лидерство на рынке образовательных услуг.
    5.2.    Модель педагога школы - 2023
    Учитывая все вышеизложенное, наиболее целесообразным представляется следующая модель компетентного педагога:
    1.    Наличие высокого уровня общей, коммуникативной и профессиональной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации, осуществляемой в режиме диалога;
    2.    Способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности;
    3.    Стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов;
    4.    Наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса;
    5.    Наличие методологической культуры, умений и навыков концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности;
    6.    Готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоению социального опыта;
    7.    Освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;
    8.    Принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога;
    9.    Наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, т.е. стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию
    27
     
    ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции;
    10.    Сформированность теоретических представлений о системно-педагогическом мышлении, наличие опыта системного исследования педагогической деятельности в целом и собственной педагогической деятельности;
    11.    Осознание метода педагогической деятельности как одной из высших профессиональных ценностей педагога.
    5.3.    Модель выпускника - 2023
    Перспективная модель выпускника школы строится на основе Национального образовательного идеала - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа и ориентирован на готовность к самореализации в современном мире. В понятии готовность отражается единство потребностей и способностей выпускника.
    Соответственно, результатом деятельности школы станут, с одной стороны, сформированные личностные качества выпускника, а, с другой стороны, компетенции выпускника, значимые в социальном окружении и компетентности.
    Выпускник должен обладать следующими чертами:
    1)    Стремление к позитивной самореализации себя в современном мире;
    2)    прочные знания по основным школьным предметам обучения;
    3)    Способность самостоятельно добывать знания, способность эффективно работать и зарабатывать, способность полноценно жить и способность нравственно жить в обществе;
    4)    Владение основами мировой культуры: воспринимать себя как носителя общечеловеческих ценностей, быть способным к творчеству в пространстве культуры, к диалогу в деятельности и мышлении, а так же проектировать и реализовать свои жизненные смыслы на основе общечеловеческих ценностей;
    5)    Готовность в любой момент защищать свою Родину, обладать твердыми моральными и нравственными принципами, знать Конституцию Российской Федерации, общественно- политические достижения государства, чтить государственную символику и национальные святыни народов, его населяющих, принимать активное участие в государственных праздниках;
    6)    Вести здоровый образ жизни; гражданин России - может принести своей стране практическую пользу;
    7)    Умение жить в условиях рынка и информационных технологий,знания компьютерной техники и иностранных языков, готовности к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира;
    8)    Уважительное отношение к национальным культурам народов Российской Федерации, владение родным языком и культурой;
    9)    Наличие коммуникативной культуры, владение навыками делового общения, выстраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни;
    10)    Готовность выпускника школы к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования;
    28
     
    11)    Способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей на основе традиций национальной духовной культуры.
    Таким образом, выпускники школы всесторонне развиты, социально и профессионально адаптированы в быстро меняющемся мире, полноценные участники инновационных процессов экономики и общественной жизни города и края, уважительно относящиеся к истории, народным традициям, природе своей Малой родины и страны.
    5.4.    Миссия школы
    Миссия школы заключается в том, чтобы создать условия, обеспечивающие полноценное развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка, свободу общения и взаимодействие всех участников образовательного процесса, психологический комфорт, высокий творческий настрой, мотивацию обучения и других видов деятельности.
    В основе нашей школы лежит философия - быть проводником между образовательно-культурным прошлого (сохранение) традиций и образовательно- культурным будущего, развиваться, не разрушаясь, обновляться, не отклоняясь от «разумного, доброго, вечного», что накоплено нашей педагогической теорией и практикой.
    Данная миссия ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого ребенка с учётом их индивидуальных, возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путём создания в школе адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребёнка.
    Социально-педагогическая миссия школы состоит в создании образовательной среды, способной удовлетворить потребность субъектов образовательного процесса в доступном качественном образовании, соответствующем современным требованиям и способствующем развитию потенциала субъектов образовательного процесса.
    6.    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
    Цели, задачи, идеи и принципы развития МАОУ «СШ № 1 имени И.П.Кытманова», а также ее особенности, достижения и проблемы определяют основные направления совершенствования организации педагогического процесса.
    6.1.    ФГОС: образовательный стандарт в действии
    С 1 сентября 2010 года образовательное учреждение осуществило переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения.
    Это позволило изменить основные требования к содержанию образовательного процесса, а также к условиям его реализации, не забывая при этом, что школа не только должна давать знания, но и серьезное внимание уделять воспитательному процессу.
    В классах начальной школы выделено 10 часов в неделю на внеурочную деятельность, во время которых реализуются образовательные программы, программы
    29
     
    социализации учащихся, воспитательные программы. Занятия проводятся в форме экскурсий, секций, презентаций проектов, бесед.
    С 2013 года началось введение ФГОС основного общего образования.
    Администрация образовательного учреждения и все педагоги начального общего и основного общего образования поэтапно прошли курсы повышения квалификации по ФГОС.
    Внесены изменения в основную образовательную программу БУП 2004 года, написаны программы ООП НОО, ООП ООО, Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в связи с введением ФГОС второго поколения, а также идет разработка ООП СОО.
    Цель, обеспечение условий для реализации Федерального государственного образовательного стандарта НОО и ООО, переход на освоение ФГОС среднего общего образования второго поколения.
    Задачи:
    1.    Создать комплекс организационно-методических и психолого-педагогических условий, обеспечивающий успешный поэтапный переход ОУ на освоение ФГОС среднего общего образования второго поколения.
    2.    Обеспечить единство и преемственность между уровнями общего образования при переходе к непрерывной системе образования в условиях внедрения ФГОС.
    3.    Обеспечить реализацию новых федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Фотографии

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie